Мотокомпания "OD" Германия 1927-1936



Компанию ОД организовал в Дрездене предприниматель Вилли Остнер (Willy Ostner). Названием стало сокращение фамилии и места: «ОД» — «Остнер, Дрезден».

Мощную и надежную ходовую часть для мотоциклов спроектировал брат Вилли, Карл (Carl Ostner), инженер и мотогонщик, перешедший к брату из компании «Реннер унд Поппе», где он разрабатывал ходовую часть для мотоциклов «Реннер-Оригиналь». Чтобы не усложнять себе жизнь, двигатели братья Остнер решили приобретать в Швейцарии, на фирме «Мотосакош».

Первоначально вся их продукция оснащалась моторами МАГ — верхнеклапанными и «клапан над клапаном» рабочим объемом 347, 497 и 597 куб.см. Флагманом программы ОД считалась машина с V-образным 996-кубовым 20-сильным двигателем МАГ системы «клапан над клапаном», которая в варианте с боковой коляской комлектовалась коробкой передач с задним ходом. С 1929 года мотоциклы ОД оснащались седловидным бензобаком с роскошным даже по нынешним временам приборным щитком. Массивная накладная панель неспа в себе спидометр со счетчиком пробега, часы и стрелочные указатели уровней бензина и масла — в баке помещалась также емкость для системы смазки. Имелась также подсветка щитка и контрольная лампочка электрооборудования. Еще одним характерным признаком мотоциклов ОД того времени была мощная параллелограммная передняя вилка с двумя пружинами, треугольные перья которой были развернуты на 180° по сравнению с большинством прочих мотоциклов.

Для различных ооревнова ний в единичных экземплярах строились мотоциклы с верхнеклапанными моторами ДжАП и «Кюхен» (Kuchen), а подготовленная в 1931 году для гонок модель «ТТ» оснащалась верхнеклапанным двигателем МАГ «D 50» (496 куб.см, 28 л.с). На этих машинах выступали такие гонщики, как Арно Цашпель (Агпо Zaspel), Франц Хекк (Franz Heck), Эмиль Швайтцер (Ernil Schweitzer).

С 1932 года, когда использование импортных силовых агрегатов в Германии было запрещено, модельная политика предприятия резко изменилась. Теперь под маркой ОД на рынке предлагались легкие мотоциклы со 198-кубовыми моторами «Барк», двухтактными или верхнеклапанными. Ходовая часть для этих машин была сделана из штампованных деталей. Довольно неожиданным решением братьев Остнер стала разработка трехколесных мотогрузовичков.

На передней вилке находился 198-кубовый двухтактный двигатель ИЛО, приводивший переднее колесо, а сзади между двумя колесами размещалась грузовая платформа или фургон. Постепенно деятельность фирмы ОД целиком сосредоточилась на изготовлении такого транспорта, и выпускались даже трехколесные седельные тягачи для небольших полуприцепов, оснащенные все тем же мотором ИЛО, и к 1936 году обычные мотоциклы ОД исчезли с рынка.

Иан Махек основал в Праге велосипедную компанию «Аутфит» (Autfit) еще в 1901 году. Начиная с 1934 года в серию пошли разработанные инженером Франтишеком Бартушкой (Frantisek Bartuska) мотоциклы с двух тактным двигателем рабочим объемом 198 см5. Ходовая часть ничем особо не выделялась ~ трубчатая рама и параллелограммная передняя вилка. В 1935 году в серию пошла гораздо более удачная и популярная модель «Огар-4», получившая двухтактный двигатель (246 куб.см, 7,5 л.с.) в блоке с четырехступенчатой коробкой передач. Машина выпускалась в версиях «Стандарт» и «Люкс», последняя комплектовалась хромированным бензобаком и дополнительным вещевым ящиком. Кроме того, в небольших количествах строилась 500-кубовая верхнеклапанная спортивная модель, на которой успешно выступали многие чехословацкие гонщики.

В 1939 году версия «Стандарт» получила собственное наименование «Элан» (Elan) и немного модернизированную конструкцию силового агрегата. Тогда же началось изготовление легкого мотоцикла со 125-кубовым двигателем «Фихтель унд Закс». Мотоциклы «Огар» были очень популярны в Чехословакии, фирма занимала третье место на рынке после «Ява» и ЧЗет.

После войны в 1946 году модель «Огар-4» получила телескопическую переднюю вилку. Параллельно с ее производством к серийному выпуску готовилась машина с верхнеклапанным 350-кубовым 13-сильным двигателем, телескопической передней вилкой и свечной задней подвеской. В серию она не пошла, а в 1948 году фирма «Аутфит» была национализирована и вошла в состав завода «Ява». С этого момента на предприятии под наименованием «Огар» строилась копия двухцилиндровой «Явы-350», а в начале 50-х годов марка «Огар» вообще исчезла с мотоциклетного рынка.

0 комментариев

Автор топика запретил добавлять комментарии